Это не ТОЛЬКО то, что вы едите: Чему Карлос Кастанеда научил меня о ПИЩЕ

В то время, когда я встретила Карлоса Кастанеду, он придерживался строгой дисциплины в отношении пищи. Он подчеркивал, что еда напрямую воздействует на наши эмоции и мыслительный процесс. Она влияет на нашу способность воспринимать.

«Es muy simple señorita, – всегда говорил он мне по-испански,  – si comes mal, te sientes mal y ves todo mal». Иначе говоря, если ты ешь дерьмо, ты чувствуешь себя как дерьмо, и воспринимаешь мир как дерьмо.

Я встретила Кастанеду в 1995 году в Лос-Анджелесе, на одном из вечеров, посвященных обучению сериям движений для восстановления ума и тела. Я прочитала все его книги еще в Аргентине, будучи подростком. Его бестселлеры 70-х годов описывали существование мистических, непостижимых параллельных миров, лежащих под покровом серого, нудного и повторяющегося обыденного мира ежедневной жизни. Он, описывал как обрел цель в жизни и нашел смысл даже в повседневных делах. Он нашел новое описание для самого себя, и, как он утверждал, это доступно каждому.

В то время я была полностью поглощена поисками развития, смысла, направления. Я хотела научиться жить как воин: эффективно и смело. Я хотела обрести силу, уверенность и, прежде всего, знание того, что моя жизнь имеет смысл и цель, что я имею значение. Встреча с ним была встречей с мистиком, с легендой вроде Ганди, Нельсона Манделы или Папы римского.

В тот вечер он вышел на сцену, одетый в темные джинсы и желтоватую рубашку поло. Он был невысокого роста, и, как сказал кто-то позади меня, ему было слегка за 70. Однако, плавность и точность его движений и отсутствие морщин на лице делали его гораздо моложе на вид. Он остановился и осмотрел большую толпу собравшихся, больше 300 человек.

«Я бы хотел предложить всем вам отложить свои суждения, – сказал он с улыбкой. – Дон Хуан Матус, мой учитель, давал мне новые идеи и концепции мира, которые мне тяжело было ухватить, потому что они противоречили тому, что я знал как западный человек. Поэтому я предупреждаю вас: практики, которые вы будете проделывать в этом классе, станут испытанием для вашего восприятия и ваших идей относительно вас самих и мира вокруг».

«Например, – продолжил он, – если вы из Аргентины, и выпили чашку капучино этим утром, вам будет тяжелее сохранять спокойствие и концентрацию. Кофеин подстегивает умственную деятельность и пищеварение в кишечнике. И вам может понадобиться сбегать в туалет, пока я говорю, и вы пропустите лекцию,» – сказал он смеясь и изображая человека, который сдерживает желание пописать. Все, включая меня, засмеялись.

А секундой позже я поняла, что он может говорить обо мне, хотя в зале присутствовала группа из 25 аргентинцев. Я выпила чашку капучино утром, и съела круассан, привычный традиционный завтрак в Аргентине. И я действительно сдерживала желание пойти в туалет! Во время перерыва перед его лекцией была огромная очередь в женскую комнату и я предпочла, по своей обычной привычке, потерпеть. Запоры были одной из моих проблем в детстве, потому что я питалась в основном мясными и молочными продуктами, с малой долей клетчатки и зелени. Мое питание превращало процессы переваривания и удаления в трудную задачу.

«Стимуляторы, включая сахар и соль, ослабляют нашу энергетическую систему и поэтому я призываю вас всех избегать их, пока вы занимаетесь в этом классе. Настоятельная необходимость для страдающих от гипогликемии,» – добавил он. И снова я чувствовала словно он говорит обо мне. Низкий уровень сахара в крови был моим обычным состоянием, делая мое настроение переменчивым, а мысли путаными. Также я привыкла жить экономно, и еда не была для меня чем-то важным. Если я ела только раз в день, мне было достаточно.

Кастанеда продолжал прогуливаться по сцене, засунув руки в карманы, и словно танцевал, легкий и великодушный, шутя и заставляя всех смеяться вместе с ним. В некоторые моменты он был, как ребенок, воплощением счастья и теплоты,  в иные моменты  казался отстраненным и задумчивым. В общем, отпуская шутливые замечания и комментарии, в том числе и о самом себе, он смог создать у нас впечатление, что он один из нас.

«Когда я встретил дона Хуана, я был круглолицым и упрямым. Я был интеллектуалом, я не делал никаких упражнений и курил как паровоз. У меня была настоящая зависимость. Дон Хуан вынужден был хитростью заставить меня бросить,» – продолжал Кастанеда. Почувствовав неудобство, я поменяла местами скрещенные ноги и выпрямила спину. Мне было тяжело сидеть на полу. Мне было только 20 с небольшим, но у меня часто болела спина. Я также была «социальным» курильщиком и меня расстраивала мысль о необходимости бросить курить. Еще один пункт в мой список необходимых изменений.

«Однажды во второй половине дня, – продолжал Кастанеда, – дон Хуан взял меня на долгую прогулку в пустыню. Мне нужно было купить сигарет и новый блокнот и я пошел было к своему грузовику с ключами в руке, когда он заявил, что знает короткий путь в город. Я заколебался, но в итоге согласился. После сытного обеда, прогуляться было хорошей идей. Пока мы шли, дон Хуан рассказывал мне о жизни в пустыне, и я не заметил, как пролетело несколько часов и опустились сумерки.  Дон Хуан сказал, что он заблудился, и нам придется провести ночь в пустыне. Нам повезло, что он положил в рюкзак немного сушеного мяса, каперсы и воду.

Я был сердит на себя за то, что принял его приглашение, но у меня не было выхода. Я понятия не имел, где я нахожусь и, кроме того, информация, которой делился дон Хуан, была бесценной, и я безмерно наслаждался его компанией. Я плохо спал этой ночью, и последовавшими ночами тоже. Мы провели еще два дня, блуждая, и на четвертый день я узнал, что он дурачит меня. Мы наконец достигли дороги и я понял, что мы ходили кругами. Когда мы пришли в город, я был настолько голоден, что забыл о сигаретах. И я бросил курить!» – он развел руки в стороны, триумфально улыбаясь.

«Я привык носить пачку сигарет в левом кармане, – продолжал он, – и дон Хуан предложил убрать все карманы с моих рубашек, чтобы избавиться от привычки тянуться к ним. Все еще, время от времени, – сказал он, поднося правую руку к левой стороне груди, – я автоматически тянусь к своим карманам». Он смущенно засмеялся, словно признавая, что есть вещи, которые он не может изменить.

«Но в числе вещей, которые мы можем изменить, это наши суждения о еде, которые мы делаем на “автопилоте”,» – пояснил он.

Потом он сказал, что еда – это энергия, и поэтому она не только предназначена для поддержания энергетической системы наших тел, нашего здоровья и жизнеспособности, но и что еда также напрямую относится к нашему состоянию сознания, тому, как мы воспринимаем и чувствуем себя и мир вокруг.

«Когда вы сокращаете потребление стимуляторов, вы можете сохранять ментальный фокус и бдительность». Теперь он стоял неподвижно, прямо глядя на каждого человека в зале. «И начинается реальная работа. Вопрос таков: Что ест вас? Что внутри вас не дает вам вернуть вашу жизнеспособность, вашу смелость, а? Что заставляет вас забыть, что вы существо, которому предстоит умереть? Кто ест вас?»

Я была глубоко тронута и вдохновлена на изменение своих привычек и исследование того, что же внутри меня не давало мне чувствовать себя энергичной и сильной. Когда он закончил лекцию, он показывал движения, напоминавшие боевые искусства. Он сказал, что движения возвращают энергию туда, где она должна находиться, к внутренним органам в теле, которые он назвал центрами жизни и внутренних сил.

После семинара я была приглашена на лекцию, предложенную им испаноговорящим участникам, и потом на первый обед с ним, после которого было много других. Я обменяла обратный билет на самолет и осталась в Лос-Анджелесе с группой друзей. Я практиковала движения, медитации и все, что он предлагал, и стала частью внутреннего круга. Я научилась использовать еду как энергию. Я научилась есть пищу с ци, энергией, поддерживающей ментальную бдительность и гармоничное расположение духа. Я исцелилась от гипогликемии и переменчивого настроения. И, что самое важное, я научилась НАБЛЮДАТЬ мысли и эмоции, не отождествляя себя с ними.

В последний год своей жизни Кастанеда перешел на исключительно растительную диету. И это вдохновило меня также поменять свое питание на базирующееся преимущественно на растительной пище, которая помогает детоксикации организма на всех уровнях, включая очищение от зависимостей. Я учу тому, что узнала на его классах, и тому, что я узнала на собственном опыте, на протяжении 22 лет, практикуя движения для жизнеспособности и повышения осознанности. Но сейчас я адресую свой вопрос к тебе, мой дорогой читатель, что ест тебя?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

It’s Not JUST What You Eat: What Carlos Castaneda taught me about FOOD

By the time I met Carlos Castaneda he was very disciplined with food. He emphasized that food had a direct impact in our emotions and our thought processing. It influenced our perceptual capabilities.

“Es muy simple señorita,” he used to tell me in Spanish, “si comes mal, te sientes mal y ves todo mal.” In other words, if you eat crap, you feel like crap, and perceive the world like crap.

I met Castaneda in 1995 in Los Angeles, at one of his events where he taught sequences of movements to revitalize the mind and body. I had read all of Castaneda’s books in Argentina in my young teen years. His bestseller books from the 70’s described the possibility of mysterious, unfathomable parallel worlds laying beneath the ordinary, repetitive and boring mundane world of everyday life. He described how he gained purpose in his life and found meaning even in daily affairs. He had found a new description for himself, and, he said, and it was available to all.

I was imbued with a longing for gaining, meaning and direction at the time. I wanted to learn to live like a warrior: effectively and with daring. I wanted to experience strength, confidence, and above all, to know that my life had meaning and purpose, that I mattered. Meeting him was like meeting a mystic, a legend like Gandhi, Nelson Mandela, or the Pope.

At his event, he walked to the stage wearing dark jeans and a yellowish polo style shirt. He was short and, as I heard someone saying behind me, he was in his early 70’s. However, the fluidity and precision in his movements and the lack of wrinkles in his face made him look much younger. He stood up and looked around at the large group of more than 300 people.

“I would like to invite you all to suspend judgment he said with a large smile. “Don Juan Matus, my mentor, told me new ideas and concepts about the world that were hard for me to grasp, because they contradicted what I knew as a Western man. So I warn you, that the practices that you will experience in this class will challenge your perceptions and the ideas of who you are and of the world around you.”

‘For example”, he continued, “if you come from Argentina, and you had a capuchino this morning, it would be harder for you to remain calm and focused. Caffeine accelerates mental activity and digestion in your intestines. And you may need to run to the bathroom as I speak and miss the lecture,” he said mocking and gesturing as if holding the need to pee. Everyone laughed, including me.

A second later I realized he may be talking about me, even though there were a group of 25 Argentinians. I had had a capucchino in the morning, and a croissant, the typical traditional Argentinian breakfast. And I was holding from going to the bathroom! In the break before his lecture, there had been a large waiting line in the women’s restroom and I had opted for what was familiar for me, holding. Constipation was one of the issues I had as a child, since my basic diet consisted of meat and dairy, with low fiber and green intake. My diet made it challenging for me to digest and eliminate.

“Stimulants, including sugar and salt, weaken your energy systems and for that I urge you all to avoid them, while taking this class. Imperative for those of you suffering from hypoglycemia,” he added. And, again I felt he was talking to me. Low blood sugar was my default state that made my moods swing and my thoughts foggy. I was also used to living on a low-budget, so food was not something that important; if I ate once a day, that was enough.

Castaneda continued walking on the stage with his hands on his pockets as if he was dancing, with ease and largesse, making jokes and joining the laughter with all. For moments he embodied the joy and warmth of a child, and for moments he seemed detached and reflective. All in all, he made us feel like he was one of us, making remarks and jokes, even about himself.

“When I met Don Juan I was chubby and stubborn. I was an intellectual, I did not exercise and I smoked like a pipe. I was a true addict. Don Juan had to trick me to stop,” Castaneda continued. Uncomfortable, I changed the crossing of my legs and straightened my back. Sitting on the floor was hard for me. I was in my early twenties but my back hurt often. I was also a ‘social’ smoker” and I crunched thinking about quitting smoking, yet another thing on my list that I needed to change.

“One afternoon,” Castaneda continued, “Don Juan took me on a long walk to the desert. I needed to buy cigarettes and a new notebook and was walking toward my van with my keys in hand, when he announced he knew a short cut into town. I hesitated but then I agreed. After having a big lunch, it was a good idea to take a walk. As we walked, Don Juan was teaching me about the life in the desert and I didn’t realize that hours had passed until nighttime was upon us. Don Juan told me he was lost and that we needed to spend the night in the desert. We were lucky that he had brought in his backpack some dry meat, covers and water.

I was upset at myself for accepting his invitation, but I didn’t have any other choice. I had no idea where I was and besides, the information Don Juan was sharing with me was invaluable and I enjoyed his company immensely. I couldn’t sleep well that night neither the following nights. We spent the next two-days walking lost and by the fourth day I knew he had tricked me. We finally reached the road, and I realized we had been walking in circles. In town, I was so hungry that I forgot about the cigarettes. And I quit smoking,” he opened his arms to the sides in a triumphal smile.

“I used to carry the cigarette pack on my left pocket” he continued, “and Don Juan suggested to remove all pockets from my shirts to erase the habit of reaching for them. Still, once in a while” –he said bringing his right hand to the left side of his chest, — “I automatically reach for my pockets,” he said laughing with humbleness as admitting the things he couldn’t change.

“But of the things that we can change, are the “auto-pilot” interpretations we made about food,” he explained.

He further said that food was energy, and as such, was meant to not only sustain our body’s energy systems, our health and vitality, but also food was directly related to our states of consciousness, how we experience and feel about ourselves and the world around us.

“When you cut down the stimulants you can sustain mental focus and alertness.” He was now standing still, looking directly to each person in the group, “the real work starts. The question is, What is eating you? What is it inside you that stops you from reclaiming your vitality, your daring, uh? What is it that makes you forget that you are a being that is going to die? Who is eating you?”

I felt so moved and inspired to change my habits and to find out what, inside, was stopping me from feeling vital and strong. After he finished his lecture, he taught movements that resembled martial arts. He said the movements would return the energy back to where it belongs, to the internal organs in the body that he called centers of life and vitality.

After the workshop, I was invited to the lecture he offered to Spanish speakers, and from there to the first, of many lunches with him. I changed my return flight and stayed in Los Angeles with a group of friends. I practiced the movements, the meditations and all what he suggested, and I became part of his inner circle. I learned to use food as energy. I learned to eat food with CHI, energy, to sustain mental alertness and balance my moods. I healed my hypoglycemia and swinging moods. And, most importantly, I learned to OBSERVE thoughts and emotions and not identify myself with them.

In the last year of his life, Castaneda shifted his diet to a plant based one. And that inspired me to shift my diet also to a more plant based one, which supports detoxification at all levels, including addictions. I have been teaching what I learned from him in my classes, and what I have learned from my experience of more than 22 years practicing movements for vitality and increased awareness. But now my question is towards you, my dear reader, what is eating you?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *